Статьи:
>>>
Достучаться до небес (инсталляция в Audi TT)
Мы часто ищем в других то, что должны обеспечить себе сами.
Устанавливаем ненужные правила в своих стремлениях и отношениях с
окружающими, вводим заслоны, условия и ограничения на будущее.
Современный человек чересчур осторожен, слишком озабочен, непомерно
страшится результатов: а вдруг они не впишутся в ожидания? Предпринимая
что-то, десять раз оглянется: а правильно ли меня поймут? А если не
сработает? И вообще — а надо ли? Привычное-то спокойней…
А ведь еще — смотря где живешь. В сказочных широтах экватора, где
роскошная благоухающая флора не знает зимы; или где-нибудь на побережье
Тихого океана, где ничто райскому наслаждению помешать не может; или
под упоительными ласками средиземноморских бризов — там, понятное дело,
с оптимизмом смотреть на мир легче, чем на арктических льдинах вокруг
дрейфующих станций в компании пингвинов, ко всему привыкших, но
жмущихся порой друг к другу от небывалого мороза.
А если ты живешь в городе, где лишь 60 дней в году —
солнечные; если ветры с Финского залива с монотонным постоянством несут
тяжелые серые тучи; если мелкий дождь вперемешку со снегом не признает
календарных границ времен года; если утром еще, а вечером уже темно,
когда ты в пути? Скорее бы добраться до своего уютного дома, да в тепле
мечтать о далеких солнечных днях — где уж тут вырабатывать свое вИдение
мира…
Но ведь можно — если точно знаешь, чего хочешь, и уверен, что
иначе никак. И тогда унылая серость за окном только укрепит тебя в
правильности решения изменить что-то в жизни.
Концепт-кар Audi ТТ увидел свет в 1995 году — и без лишней
скромности занял подобающее место в классе маленьких спортивных купе.
Узнаваемый силуэт кузова, небольшие размеры, уют салона и букет
оригинальных инженерных решений: именно для тех, у кого — как в
поговорке — бензин в крови. Дизайнеры Audi создавали ТТ, во многом
ориентируясь на болиды Auto Union, которые в 30-е годы минувшего,
двадцатого столетия устанавливали мировые рекорды на гоночных трассах
Европы.
В качестве головного устройства использовано Nakamichi CD-700.
Для него была полностью переделана лицевая панель — с соблюдением
стилистики и Nakamichi, и Audi одновременно. Кроме того, для
дистанционного управления «головой» (что для данной модели вообще не
свойственно) в его лицевую панель интегрировали небольшой
электродвигатель, вращающий регулятор громкости. Двигатель управляется
по радиоканалу с двух пультов дистанционного управления. Для водителя —
это кнопки на руле, для пассажира — джойстик в подлокотнике двери.
Подсветку Nakamichi изменили, сообразуясь с подсветкой приборов машины
— с желтой на красную.
Акустическое оформление низкочастотных динамиков — алюминиевые боксы
сложной формы, по сути — закрытые ящики. Их созданию предшествовал
длительный этап моделирования с построением трехмерных моделей и
макетов из МДФ в натуральную величину.
Размещены боксы в дверях, причем все дверные механизмы запирания и подъема-опускания стекол функционируют, как и прежде.
Продумана автономная система жидкостного охлаждения усилителей
— с радиатором (он установлен под задним бампером). Штатные радиаторы
усилителей сменили на жидкостные и систему дополнили водяным
электрическим насосом, расширительным бачком и температурными
датчиками, которые призваны автоматически поддерживать температуру 50
градусов С. Предусмотрено, что циркуляция жидкости и охлаждение
радиатора будут включаться самостоятельно — как только температура
достигнет величины, заданной на контроллере. Правда, при работе в
нормальном (не ураганно громком) режиме до 50 градусов дело не доходит.
Особого внимания заслуживает практически безукоризненно
выполненная силовая проводка. Основная «изюминка» — закрепление всех
проводов, объединенных в съемные жгуты, к кузову с помощью «вживленных»
в него резьбовых соединений.
Идея достижения бескомпромиссного результата привела к
изготовлению жестких межблочных кабелей, внешняя часть которых
представляет собой медные трубки, внутри которых плотно расположены
свитые проводники. Таким образом, исключается малейший сдвиг проводов и
даже теоретическая возможность проявления микрофонного эффекта из-за
вибрации проводника со слабым сигналом. Также жесткая медная оболочка
является экраном от ВЧ-помех.
Корпуса для RCA-коннекторов — тоже собственного
«автоаудиомастерского» изготовления. Это, возможно, и мало отношения
имеет к собственно аудио, но уж с точки зрения создания стиля, а еще и
максимального удобства… Иными словами, в случае крайней необходимости
можно всю эту «упряжь» с машины снять, равно как и обратно все
поставить, благо для проводки спроектированы и изготовлены из пластика
специальные несущие каркасы. Это существенный показатель
технологичности — ведь с авто (не дай Бог!) может быть все, что угодно…
Силовые и звуковые цепи разнесены максимально: силовая
проводка уложена в полу, а межблочные и акустические кабели — для
соблюдения их минимальной длины — пущены по потолку, там же — слева и
справа в стойках — расположены пассивные кроссоверы.
Достаточно оригинальна схема подключения дополнительной
батареи — через контроллер Brax, который состоит из силового блока и
цифрового индикатора, позволяющего контролировать напряжение, ток
заряда и разряда батареи, мощность, температуру усилителей.
Несколько слов об установке твитеров. У них можно менять угол
наклона — как, впрочем, и их самих, настраивая параметры звуковой
сцены, безо всякого инструмента — благодаря съемным крышкам-грилям.
На обшивке, как и на боксах, мощный металлический фланец
гарантирует полное отсутствие смещения частей конструкции и динамика
друг относительно друга и, как следствие, — вибраций, столь заметных
даже «невооруженным» ухом.
Большую индивидуальность салону Audi придали, перетянув кресла
и дверные обшивки светло-коричневой кожей, а также изготовив
декоративные пороги с подсветкой.
Однако главной и самой трудоемкой стала работа над багажником.
В нем удобно разместились несколько усилителей Sinfoni и сабвуфер.
Усилители установлены в объемы задних крыльев и защищены декоративной
ширмой, схожей в очертаниях отделки со стильными дверными карманами.
Сабвуфер решили подвесить на алюминиевых балках — это позволило
сохранить полезный объем багажника. Между прочим, мастера студии шутят
(или просто — по неосторожности ноу-хау выдают?), что за сабвуфер можно
машину даже буксировать безо всякого вреда для обоих.
Алюминиевый пол багажного отделения изготовлен по специальному эскизу — со штамповкой рифленой поверхности.
Что же в целом? Фактически полная, но по сути — мнимая
скрытность инсталляции. Audi целиком сохранена как динамичная
спортивная машина. Интересы багажника, запасного колеса, аптечки и
домкрата тоже учтены полностью. С другой стороны, стиль, избранный при
отделке салона и багажника, внеся немало свежих идей, органично
сочетается с автомобилем в целом.
Совершенство — как горизонт: недостижимо. Поэтому всегда найдется поле
деятельности для улучшения. Так и с Audi: в студии признаются, что
далеко не все задумки еще воплощены в жизнь (вернее, в автомобиль), и
размышляют над советами судей. Хотя — то, что профессионалы
АвтоАудиоМастера на правильном пути, подтверждают беспрецедентно
высокие оценки, полученные за инсталляцию, и гордые титулы: чемпион
России по звуку 2002 года, абсолютный чемпион России по инсталляции
этого же года, чемпион Европы в классе «PRO Limited» по инсталляции.
Только в Питере человек может узнать себя, считал русский
критик. Можем продолжить эту мысль тем, что обитатели знатного города
знают чуть больше тех, кто в поисках себя приезжает в него.
В желании изменить мир вокруг себя важно не останавливаться. И тогда,
достигнув намеченной цели, с полным правом можно будет оглянуться и
сказать: да, это — именно та идея, что, воплотившись, может быть
понятна теперь и другим. Это мой взгляд на вопросы, что приходится
решать, применяя все свои знания и творческие силы, вкладывая душу и
пользуясь благословением Свыше…
Сами себя перебьем. 30-е годы вообще — мини-эпоха нашествия
индустриализации на развитую часть мира. Заводы и фабрики, шахты,
дороги, паровозы, автомобили, аэропланы — движение вперед и вверх! А
если припомнить расцвет радио — так и вообще в эфир, то есть совсем уж
в бесконечные дали пространства.
Казалось бы: улучшать Audi TT, чьи создатели и так размышляли
о славном индустриальном прошлом, взяв его за основу облика
автомобиля,— только портить. Однако в жизни настоящей инсталляционной
студии всегда найдется место подвигу.
Питерская студия АвтоАудиоМастер сделала этот автомобиль
своеобразным плацдармом для воплощения собственных идей и возможностей,
проверки новых технологий, утверждения профессионального «Я».
Для осуществления проекта специально было создано КБ, возглавляемое
опытным техническим директором, в работе которого приняли участие и
дизайнеры, и инженеры.
Задачи предстояло решать комплексно: во-первых, хотелось добиться
идеального звучания и тем самым показать себе и своим заказчикам, каких
высот качества можно добиться при озвучивании автомобильного салона.
Во-вторых, машина должна была победить в соревнованиях по
автомобильному звуку (что, как и предчувствовали, оказалось не одно и
то же). В-третьих, было интересно испытать свои способности и
возможности, требовалось создать нечто такое, что принципиально
отличалось бы от всех остальных участников тех же соревнований.
В-пятых… — ну, и далее по списку.
Тема особого разговора — оригинальная идеология аудиосистемы.
Считается, что впечатляющее звучание гораздо легче получается с
использованием процессора, а то и вовсе без оного невозможно. Кто бы
спорил: у процессора масса полезных для настройки регулировок — но он,
по мнению студийных профессионалов, никогда не будет в состоянии
излучать настроение, эмоции и живой звук. Впрочем, кому что нравится, и
каждый имеет право на воплощение собственных идей.
Было очевидно, что в машине без процессора, с двухполосной
системой добиться приемлемой звуковой сцены — задача очень
заковыристая. Однако главное, к чему стремились установщики и что,
действительно, получили, — это ровный тональный баланс, тембровое
соответствие инструментов, натуральность и комфортность звучания.
Мне довелось провести долгое время в этой машине, с
удовольствием прослушивая ее аудиосистему. Разнообразную музыкальную
программу, куда входили совершенно разные записи, хотелось слушать не
переставая, сменяя диск за диском. Завораживающее, почти «живое»
звучание порой открывало даже неизвестные детали в знакомых
произведениях. В частности, столь обширную глубину музыкальной сцены
мне не приходилось встречать ни в автомобилях, ни в жизни, то есть
дорогих «домашних» high end–системах.
В таком свете некоторые жанры имели иную, новую трактовку. Электронная
музыка открывала бесконечные дали виртуального пространства, тыловая
граница музыкального действа угадывалась далеко за пределами лобового
стекла. Подлинную мощь и сильный экспрессивный напор продемонстрировало
воспроизведение рок-музыки. Вокальная музыка открыла мир ярких и теплых
тембровых красок. Системе подвластна даже симфоническая музыка, с ее
огромными громкостными перепадами — контрастами макродинамики. Так же —
на высочайшем уровне — тонко прорисованы и мельчайшие нюансы в передаче
сложных негромких фрагментов. Необычное ощущение огромного
пространства, о котором уже упоминалось, не всегда воспринимается как
должное: при постижении такого высокого качества понадобится время для
привыкания. Важное свойство открылось в процессе прослушивания: это
отсутствие цифровой зернистости и вместе с этим — выхолощенности,
которая свойственна любому компоненту цифровой обработки звука.
У музыки, прозвучавшей в салоне автомобиля, есть «душа», она
открыта для понимания и создает тонкие и затейливые образы в сознании
слушателя. Разумеется, о таких вещах, как соответствие, узнаваемость
тембров музыкальных инструментов или ровность тонального баланса, нет
нужды и говорить: безукоризненное звучание не дает даже вспомнить о
существовании самих терминов.
Специалисты, открывая смысл своей масштабной работы, говорят,
что хотели сделать автомобиль со звуком, ориентированным на слушателя,
а не на судей. Ведь машины должны ездить — следовательно, довольно
абсурдной кажется оценка их, стоящих на месте, с выключенным мотором.
Правоту подобного мнения подтвердила дорога до Катовице (на европейский
Финал этого года), по которой ТТ добиралась своим ходом и продолжала
прекрасно звучать на скорости более 200 км/час, не теряя ни музыкальных
образов, ни высоты звуковой сцены, ни локализации инструментов в
пространстве…
Но вернемся к истории создания этого шедевра. Равновесие между
функциональной оправданностью и эстетической уместностью любого
элемента инсталляции в сфере car audio найти весьма сложно. А если еще
держать в уме идеологию…
Итак: взяв самые дорогие компоненты, мастера студии приступили к
созданию машины с образцовым звучанием. С самого начала верили, что в
соревнованиях по автомобильному звуку победить удастся, несмотря на то,
что машина делалась по другим принципам — без использования процессора
в аудиосистеме.
Основой художественного образа при создании дизайн-проекта
стал дирижабль. Нужно было иметь воображение, чтобы, увидев
оригинальный лючок бензобака, декоративные элементы ручек дверей,
воздуховоды в торпедо, да и сам кузов — округлый, похожий на баллон,
представить себе легендарное транспортно-грузовое средство, весьма
популярное в те же 30-е годы. В процессе инсталляции появилось большое
количество алюминиевых конструкций. Среди них — передняя панель
головного устройства, балки для крепления сабвуфера и декоративные
ажурные элементы в багажнике, акустическое оформление для
низкочастотных динамиков в виде металлических боксов в передних дверях.
Благодаря обилию объемных металлических элементов стало еще заметнее
сходство автомобиля с дирижаблем жесткой схемы — т.е. таким, в строении
которого участвует жесткая килевая ферма: она значительно повышает его
устойчивость в продольном направлении.